RU | ENG На главную | Карта сайта
Архитектура или дизайн. Архитектурная 3D визуализация.
Навигация

Романский стиль

Проекты


Хай-Лайн
Пример реновации городского пространства. Хай-Лайн (The High Line) - это совершенно уникальное место в районе Челси на Манхэттене. Парковая аллея, расположенная на высоте 10 метров над землей на бывшей линии нью-йоркской электрички, протянулась на 1,6 километра от улицы Гансевоорт (в квартале от Западной 12-й улицы) до 30-й улицы.... подробнее...
"Архнадзору" не понравился проект Эгераата по реконструкции стадиона 'Динамо'
Общественное движение "Архнадзор" не поддержало предлагаемый известным голландским архитектором Эриком ван Эгераатом проект реконструкции стадиона "Динамо" в Москве, заявила на пресс-конференции в пятницу координатор движения Марина Хрусталева. Об этом сообщает РИА "Новости".... подробнее...
AD Classics: Ronchamp / Le Corbusier
By Andrew Kroll — Filed under: AD Architecture Classics ,Religious Architecture , Concrete, France, Le Corbusier, Modernism In the commune of Ronchamp, slightly south of east of Paris, sits one of Le Corbusier’s most unusual projects of his career, Notre Dame du Ronchamp, or more commonly referred to as Ronchamp. In 1950, Le Corbusier was commissioned to design a new Catholic church to replace the previous church that had been destroyed during World War II. ... подробнее...

  • Замок в Лоше | Франция | XI—XII вв.. Замок в Лоше | Франция | XI—XII вв.

Замок в Лоше | Франция | XI—XII вв.
  • Собор в Ле-Пюи | Франция | XI—XII вв.. Собор в Ле-Пюи | Франция | XI—XII вв.

Собор в Ле-Пюи | Франция | XI—XII вв.
  • Соборный комплекс в Пизе | Италия. Соборный комплекс в Пизе | Италия

Соборный комплекс в Пизе | Италия
  • Соборный комплекс в Пизе | Италия. Соборный комплекс в Пизе | Италия

Соборный комплекс в Пизе | Италия
  • Собор в дареме | Англия. Собор в дареме | Англия

Собор в дареме | Англия
  • Замок Уайт Тауэр | Англия. Замок Уайт Тауэр | Англия

Замок Уайт Тауэр | Англия
  • Замок Вевельсбург | Германия. Замок Вевельсбург | Германия

Замок Вевельсбург | Германия
  • Замок Вевельсбург | Германия. Замок Вевельсбург | Германия
Замок Вевельсбург | Германия
  • Замок Вевельсбург | Германия. Замок Вевельсбург | Германия

Замок Вевельсбург | Германия
  • Замок Вевельсбург | Германия. Замок Вевельсбург | Германия

Замок Вевельсбург | Германия
  •  Церковь Сен-Сернен | Франция | 1096—1250 гг..  Церковь Сен-Сернен | Франция | 1096—1250 гг.

Церковь Сен-Сернен | Франция | 1096—1250 гг.
  • Церковь в Клюни | Франция | XI-XII вв.. Церковь в Клюни | Франция | XI-XII вв.

Церковь в Клюни | Франция | XI-XII вв.
  • Церковь в Клюни | Франция | XI-XII вв.. Церковь в Клюни | Франция | XI-XII вв.

Церковь в Клюни | Франция | XI-XII вв.
  • Церковь Нотр Дам ла Гранд | Франция | XI-XII вв.. Церковь Нотр Дам ла Гранд | Франция | XI-XII вв.

Церковь Нотр Дам ла Гранд | Франция | XI-XII вв.
  • церковь Сен Трофим в Арле | XI-XII вв.. церковь Сен Трофим в Арле | XI-XII вв.

церковь Сен Трофим в Арле | XI-XII вв.
  • церковь Ла Трините | Франция | 1059-66 гг.. церковь Ла Трините | Франция | 1059-66 гг.

церковь Ла Трините | Франция | 1059-66 гг.
  • деталь собора в Вормсе | германия | XI в.. деталь собора в Вормсе | германия | XI в.

деталь собора в Вормсе | германия | XI в.
  • фреска Сан-Исидоро | Испания | XII в.. фреска Сан-Исидоро | Испания | XII в.

фреска Сан-Исидоро | Испания | XII в.
  • Тимпан церкви Ла Мадлен | Франция | XII в.. Тимпан церкви Ла Мадлен | Франция | XII в.

Тимпан церкви Ла Мадлен | Франция | XII в.
  • фреска церкви Святого Климента | Испания. фреска церкви Святого Климента | Испания

фреска церкви Святого Климента | Испания
  • Абатство Мария Лаах | Германия XII в.. Абатство Мария Лаах | Германия XII в.

Абатство Мария Лаах | Германия XII в.
  • Абатство Мария Лаах | Германия XII в.. Абатство Мария Лаах | Германия XII в.

Абатство Мария Лаах | Германия XII в.
  • Капелла Болье Сюр-Дордонь | Франция. Капелла Болье Сюр-Дордонь | Франция

Капелла Болье Сюр-Дордонь | Франция
  • Шпаерский собор | Германия 1030-1061 гг.. Шпаерский собор | Германия 1030-1061 гг.

Шпаерский собор | Германия 1030-1061 гг.
  • Вормсский собор | Германия | 1130-1181 гг.. Вормсский собор | Германия | 1130-1181 гг.

Вормсский собор | Германия | 1130-1181 гг.
  • Собор Санкт-Мартин-унд-Санкт-Штефан | Германия. Собор Санкт-Мартин-унд-Санкт-Штефан | Германия

Собор Санкт-Мартин-унд-Санкт-Штефан | Германия
  • Скульптура | XII в.. Скульптура | XII в.

Скульптура | XII в.
  • Бронза. 1008—15. Собор Хильдесхейм. Бронза. 1008—15. Собор Хильдесхейм

Бронза. 1008—15. Собор Хильдесхейм
  • Капитель в романском стиле. Капитель в романском стиле

Капитель в романском стиле
  • Резьба по дереву | Книжная миниатюра. Резьба по дереву | Книжная миниатюра

Резьба по дереву | Книжная миниатюра
  • Резьба в Романском стиле. Резьба в Романском стиле

Резьба в Романском стиле
  • Апсида в Романском стиле. Апсида в Романском стиле

Апсида в Романском стиле
  • Своды в Романском стиле. Своды в Романском стиле

Своды в Романском стиле
  • Мебель в Романском стиле. Мебель в Романском стиле

Мебель в Романском стиле
  • Мебель в Романском стиле. Мебель в Романском стилеМебель в Романском стиле

Романский стиль (от лат. romanus — римский).

В развитии европейской архитектуры, романский стиль,  господствовавший в Западной Европе и в некоторых странах Восточной Европы, в (10-12 вв.), один из главных этапов эволюционного развития  европейского искусства раннего средневековья. Как термин (романский стиль) начал  употребляться в начале 19 века. Романский стиль от  (лат. romanus) переводиться как римский. Этот стиль вобрал в себя многочисленные элементы и детали раннего христианского искусства, меровингского, культуру династии Каролингов (751-987) , искусства античной  эпохи периода переселения народов, Византии и Ближнего Востока. Романский стиль имеет отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших некий локальный характер, этот стиль стал первый художественной системой средневековой эпохи, который распространился и охватил большинство европейских государств. Единый стиль  охватил европейские страны, основой которому, служит система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви. В средние века церковь была высшим идеологическим инструментом общества и обладала огромным экономическим и политическим влиянием. Поскольку в большинстве стран романской эпохи, главными покровителями искусств являлись монастырские ордера, а строителями, живописцами, декораторами, соответственно были монахи. Только в 11 веке, появились бродячие строительные артели из мирян (каменотёсов, строителей и скульпторов).  Сохранившиеся до наших дней церковные постройки того времени, в основном монастырские, прямоугольные или  базилики круглые в плане здания. По форме они напоминают латинский крест. Романские монастыри, церкви, замки и другие {здания и комплексы}, часто располагались среди сельского ландшафта и, возводились на вершине горы или на скалистом  холме либо на возвышенном берегу реки, господствуя над округой и олицетворяя собой земное подобие храма божьего. Наружный  экстерьер построек романской эпохи исполнен монолитно-спокойной и торжественно-суровой силой. В создании этого образа большую роль играли массивные  толстые стены, в сочетании с узкими небольшими окнами и углубленными порталами, ну  и конечно башни, один из главных элементов архитектурных композиций романского стиля. Здание в романском стиле представляло собой систему простых объёмов: кубов, параллелепипедов, цилиндров, их поверхность расчленялась лопатками, галереями и фризами ритмизирующими массив стены, не нарушая его целостности. Суровость и мощь построек в романском стиле, были порождены заботами об их прочности в неспокойные времена средневековья. Основным строительным материалом той поры являлся камень, а там где его не хватало, используют  твёрдый и сильно обожжённый  кирпич. Романские постройки из кирпича сохранились до наших дней во Франции, Италии, Англии и Германии.

Церкви и соборы были  либо: продольные в плане сооружения, прямоугольной формы с представленной апсидой с восточной стороны или базилики (круглые в плане здания с регулярно размещенными аспидами). Внутри пространство храмов образуется соединением чётко обособленных, в большинстве случаев квадратных пространственных ячеек. Появляется новая система понимания организации внутреннего пространства.  Изменился характер перекрытий: исчезают деревянные фермы, их сменяет каменный свод (преимущественно полуциркульный, крестовой). В самом начале романского стиля,  сводом перекрывались небольшие пролёты боковых нефов и апсиды, а затем  им стали перекрывать и главные нефы.  Порой толщина свода была очень внушительна, именно поэтому стены и пилоны проектировались  со значительным запасом прочности.  Любимым  элементом романского экстерьера были массивные башни. Настенная  живопись господствовала в ранней романской эпохе, а в конце 11 и в начале 12 веков, когда  стены и своды начали обретать конфигурацию посложней, главным элементом декора стали монументальные рельефы, ими украшали порталы, не редко и фасадную стену, в интерьере сосредоточенные на капителях. Плоский рельеф меняется на выпуклый , со светотеневыми эффектами, он неизменно сохраняет   связь со стеной, как бы вырастает из неё. Романская эпоха была периодом  рассвета книжной миниатюры ,развитием  таких прикладных  искусств: как чеканка, литьё, резьба по кости, эмальерное дело, ковроделие, художественное ткачество, ювелирное мастерство. В живописи и скульптуре романского стиля присущи моменты, связанные  с  представлением о  безграничном могуществе Бога (Страшный суд, Христос во славе и так далее). В строгих симметричных композициях  фигура Христа,  доминировала, по сравнению с  остальными фигурами, заметно превосходя их в размерах. Циклы изображений на библейские и евангельские, житейские, редко на исторические сюжеты, принимали более свободное и динамичное настроение. В романском искусстве используют узоры, геометрические или с мотивами флоры и фауны (с применением звериного стиля, служит неким напоминанием о языческом прошлом европейских народов). Во Франции большое распространение имели трёхнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестообразными  в боковых нефах, паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (в Тулузе церковь Сен Сернен, 1096г.1250гг.).

Романская архитектура Франции, была отмечена многообразием местных школ: бургундской школе  принадлежит особенная монументальность композиций,   (монастырская церковь аббатства Клюни 1088-1107г.11-12 века)

Школа Пуату тяготела к богатой орнаментальной резьбе (церковь Норд Дам ла Гранд в Пуатье 11-12 века).

В Провансе отличительной чертой церквей был главный однопролётный либо трёх пролётный портал, украшенный скульптурой и  напоминавший римские триумфальные арки (церковь Сен Трофим в Арле, 12 век).

Нормандские церкви отличаются строгим декором и своими чёткими пространственными членениями во многом подготовили последующий стиль готику (церковь Ла Трините в Кане, 1059-66) .

В светской архитектуре Франции появился тип замка-крепости с донжоном. Вершиной французского изобразительного искусства в романском стиле можно отнести скульптуру тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Парэ ле Маниаль, Везеде, Отене, 12 век), памятники миниатюры, декоративно  прикладные искусства (лиможские эмали), разнообразные росписи.

В романской Германии в 11-13 веках, были воздвигнуты грандиозные Кайзерские  соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе), в которых применялась связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа равнялись две травеи боковых нефов. Начиная со второй половины 10 века по первую половину 11 века, наступает период рассвета немецкой книжной миниатюры, интенсивно  развивается искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). В романскую эпоху  в Германии  внимание заслуживает каменная и стукковая скульптура.

В Италии романский стиль зародился в ломбардской и тосканской школе, в 11-12 веке, началось обширное строительство городских соборов. Ломбардская архитектура   отличилась главным образом в разработке сводчатой конструкции и скелета здания. Архитектура Тосканы просматривалась в законченности и   ясности форм, в праздничности облика величественной композиции в Пизе. Пизанский собор (1063-1118),баптистерий(1153 г.14 век), Пизанская башня (1174 г) достраивалась уже в 13-14 веках и кладбище Камио-Санто. В  декоре начинают, применяют технику  инкрустации цветного мрамора тёмно-красного и тёмно-зелёного цвета.

В романскую эпоху в Испании сильно развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений (в Авиле). Церковная архитектура Испании импонировала французским  прототипам ( собор в Саламанке), тем не менее отличалась простотой композиционных  решений . В Каталонии сохранились многочисленные романские росписи, характерны резкой лапидарностью рисунка и  интенсивностью колорита.

В Англии (после норманнского завоевания 1066г.) романский стиль получил своё развитие, а в живописи  главное значение придавали миниатюре, для которой присуще особое богатство растительного орнамента. В странах Скандинавии большие городские соборы тяготеют  к немецким  образцам, то в сельских церквях отчётливо видны черты местного своеобразия, такая же ситуация в Чехословакии, Польше и Венгрии. За пределами Европы характерными объектами романского стиля были замки, построенные крестоносцами в 12-13 веках в Палестине и  Сирии (замок Крак де Шевалье 12-13век). Отдельные черты романского стиля, скорее некоторая схожесть идейно-художественных  задач, применялись в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы  искусств, в древней Руси.

И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или  круглые не большие окна (бойницы). На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком. Стены отделывали  венецианской штукатуркой или  камнем. В росписи прослеживались религиозные мотивы. В романском интерьере  было больше мощи, чем  изящества. Все детали интерьера передают ощущения монументальной простоты, мало используются декоративные украшения. Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки. Рациональная  простота конструкций, в тоже время ощущение тяжести романского собора, носит некий угнетающий характер.

Хотелось бы отметить основные элементы романского стиля: лаконичность и простата форм, рельефная плоскость. Цветовая гамма: красный, коричневый, зелёный, белый, серый, чёрный. Линии преобладают: горизонтальные и  вертикальные, прямые, полуциркульные. Простые  формы: цилиндрическая и прямоугольная. В интерьерах такие детали: повторяющийся растительный либо геометрический рисунок, полуциркульный фриз. Залы в романском стиле были  с открытыми потолочными балками, по центру помещения стояли мощные опоры. Конструкции с толстыми стенами, каменные, массивные. Во всём правит замковая и рыцарская тематика: оружие, доспехи, факелы, гербы и т п. Архитектурные строения романского периода имеют вид крепостей. В средние века романские церкви могли служить убежищем, а также выдержать осаду во время междоусобных войн. На возвышенностях строились рыцарские замки, которые обносились высокими стенами и глубоким рвом, для лучшей защиты от неприятеля. Основные типы сооружения романской эпохи это храм-крепость и замок-крепость. Ведущим  элементом композиции  монастыря и замка является башня – донжон, а затем  вокруг неё располагались другие постройки, составляя весь ансамбль  из не сложных геометрических форм кубов, призм, цилиндров.     

Мебель романского стиля это грубые столы, скамьи, табуреты на трёх или четырёх ножках, высокие стулья, тяжёлая кровать на резных ножках, дополненная балдахином. В романском стиле мебель украшают резьбой и коваными железными деталями. Мягкая мебель отсутствует в романском интерьере, в те годы мебель покрывали краской, обтягивали холстом, потом наносили слой гипса, а затем расписывали краской.  Мебель изготавливали из дуба, ели и кедра. Лидером среди предметов обихода в романском интерьере является сундук, позже появились сундуки с ножками и дверцами, так называемые прародители современных шкафов. 

Впервые в романском стиле появляется   такое понятие как шторы. В сооружения ранней христианской эпохи, делали маленькие окна из цветного стекла,  такие интерьеры не требовали штор. Архитектура романского стиля,  имеет  тяжелый замковый характер, и не большое количество окон полукруглой и круглой формы,  тем не менее, их стали украшать поперечными занавесями. Карниз и жердь соответственно были круглыми, повторяя типичную форму окна в романском интерьере. Предметы мебели, а также карниз и жердь изготавливали из тёмного дерева, в одной цветовой гамме. Как дополнение к поперечным шторам в романском стиле используют  ковры и тяжёлые драпировки.

В качестве украшения стен в романском стиле применяют такие предметы декора: картины, гобелены, настенные светильники, имитирующие свечи. Особый акцент при выборе люстры  это её массивность, (тяжёлый и кованый метал, цепи), всё это удачно подчеркнёт романский стиль. В скульптуре романской эпохи преобладающим видом являлся рельеф. Рельефные изображения, большие вазы  с рисунками, маленькие терракотовые статуэтки (тапаграми) прекрасно сочетаются с расписным кессонным потолком. К интерьеру в романском стиле замечательно подойдут предметы рыцарской тематики: доспехи, оружие, факелы. Разумеется,  в романском интерьере обязательно должен присутствовать камин.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969 - 1978.

Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л.- М., 1966; Grabar А., Nordenfalk С., Romanesque painting from the 11 th to the 13 th century, N. Y., [1958]; Conant K. J., Carolingian and romanesque architecture. 800 - 1200, [Нагмоndsworth, 1959]; Demus 0., Romanische Wandmalerei, Münch., [1968]; Fillitz H., Das Mittelalter, Bd I, B., 1969; Francastel P., L'humanisme roman, P. - La Hayt, [1970]. Е. Т. Ювалова.

Copyright © 2008-2015, ООО "Арх-Хаус", all rights reserved.