RU | ENG На главную | Карта сайта
Архитектура или дизайн. Архитектурная 3D визуализация.
Навигация

Возрождение • Ренессанс

Проекты


Хай-Лайн
Пример реновации городского пространства. Хай-Лайн (The High Line) - это совершенно уникальное место в районе Челси на Манхэттене. Парковая аллея, расположенная на высоте 10 метров над землей на бывшей линии нью-йоркской электрички, протянулась на 1,6 километра от улицы Гансевоорт (в квартале от Западной 12-й улицы) до 30-й улицы.... подробнее...
"Архнадзору" не понравился проект Эгераата по реконструкции стадиона 'Динамо'
Общественное движение "Архнадзор" не поддержало предлагаемый известным голландским архитектором Эриком ван Эгераатом проект реконструкции стадиона "Динамо" в Москве, заявила на пресс-конференции в пятницу координатор движения Марина Хрусталева. Об этом сообщает РИА "Новости".... подробнее...
AD Classics: Ronchamp / Le Corbusier
By Andrew Kroll — Filed under: AD Architecture Classics ,Religious Architecture , Concrete, France, Le Corbusier, Modernism In the commune of Ronchamp, slightly south of east of Paris, sits one of Le Corbusier’s most unusual projects of his career, Notre Dame du Ronchamp, or more commonly referred to as Ronchamp. In 1950, Le Corbusier was commissioned to design a new Catholic church to replace the previous church that had been destroyed during World War II. ... подробнее...

  • .
  • Ордерная система | ионический  ордер. Ордерная система | ионический  ордерОрдерная система | ионический ордер
  • Ордерная система | коринфский ордер. Ордерная система | коринфский ордер
Ордерная система | коринфский ордер
  • Сравнение ордеров | ренессанс. Сравнение ордеров | ренессанс
Сравнение ордеров | ренессанс
  • Оспедале дельи Инноченти | Флоренция. Оспедале дельи Инноченти | Флоренция
Оспедале дельи Инноченти | Флоренция
  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | Флоренция. Cобор Санта Мария дель Фьоре | Флоренция
Cобор Санта Мария дель Фьоре | Флоренция
  • Церковь Сан-Лоренцо | Флоренция. Церковь Сан-Лоренцо | Флоренция
Церковь Сан-Лоренцо | Флоренция
  • Капелла Пацци | Флоренция | 1429—1443 гг.. Капелла Пацци | Флоренция | 1429—1443 гг.
Капелла Пацци | Флоренция | 1429—1443 гг.
  • Фасад в стиле ренессанса. Фасад в стиле ренессанса
Фасад в стиле ренессанса
  • Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция. Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция
Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция
  • Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция | план. Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция | план
Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция | план
  • Палаццо Ручеллаи | Фроренция | 1446-1451 гг.. Палаццо Ручеллаи | Фроренция | 1446-1451 гг.
Палаццо Ручеллаи | Фроренция | 1446-1451 гг.
  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | купол. Cобор Санта Мария дель Фьоре | купол
Cобор Санта Мария дель Фьоре | купол
  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | интерьер. Cобор Санта Мария дель Фьоре | интерьер
Cобор Санта Мария дель Фьоре | интерьер
  • Собор Святого Петра | интерьер. Собор Святого Петра | интерьер
Собор Святого Петра | интерьер
  • Собор Святого Петра | интерьер. Собор Святого Петра | интерьер
Собор Святого Петра | интерьер
  • Фреска | Palazzi Pontifici | Ватикан. Фреска | Palazzi Pontifici | Ватикан
Фреска | Palazzi Pontifici | Ватикан
  • Интерьер в стиле Ренессанса. Интерьер в стиле Ренессанса
Интерьер в стиле Ренессанса
  • Предметы интерьера эпохи Ренессанс. предметы интерьера эпохи Ренессанс
предметы интерьера эпохи Ренессанс
  • Мебель в стиле Ренессанс. Мебель в стиле Ренессанс
Мебель в стиле Ренессанс
  • Фреска Тайная вечеря Леонардо да Винчи | Санта-Мария-делле-Грацие. Фреска Тайная вечеря Леонардо да Винчи<br />Санта-Мария-делле-Грацие
Фреска Тайная вечеря Леонардо да Винчи
    Санта-Мария-делле-Грацие
  • Фреска в Сикстинской капелле | Микеланджело | 1508-1512 гг.. Фреска в Сикстинской капелле | Микеланджело | 1508-1512 гг.
Фреска в Сикстинской капелле | Микеланджело | 1508-1512 гг.
  • Собор Святого Петра | Рим | XVI в.. Собор Святого Петра | Рим | XVI в.
Собор Святого Петра | Рим | XVI в.
  • Площадь Святого Петра | 1656—1667 гг.. Площадь Святого Петра | 1656—1667 гг.
Площадь Святого Петра | 1656—1667 гг.
  • Палаццио Фарнезе | Рим | 1597-1604 гг.. Палаццио Фарнезе | Рим | 1597-1604 гг.
Палаццио Фарнезе | Рим | 1597-1604 гг.
  • Палаццио Фарнезе интерьер | Рим | 1597-1604 гг.. Палаццио Фарнезе интерьер | Рим | 1597-1604 гг.
Палаццио Фарнезе интерьер | Рим | 1597-1604 гг.
  • Площадь Капитолия | Рим | 1546 г. | Микеланджело. Площадь Капитолия | Рим | 1546 г. | Микеланджело
Площадь Капитолия | Рим | 1546 г. | Микеланджело
  • Библиотека Лауренциано Медичи | Микеланджело. Библиотека Лауренциано Медичи | Микеланджело
Библиотека Лауренциано Медичи | Микеланджело
  • Библиотека Лауренциано Медичи | Вестибюль. Библиотека Лауренциано Медичи | Вестибюль
Библиотека Лауренциано Медичи | Вестибюль
  • Библиотека Лауренциано Медичи | Читальный зал. Библиотека Лауренциано Медичи | Вестибюль
Библиотека Лауренциано Медичи | Вестибюль
  • Замок Блуа - Франциска I | Франция | XIII-XVII вв г.. Замок Блуа | Франция | XIII-XVII вв г.
Замок Блуа | Франция | XIII-XVII вв г.
  • Фасад крыла Франциска I усажен химерами | Франция | XIII-XVII вв г.. Фасад крыла Франциска I усажен химерами | Франция | XIII-XVII вв г.
Фасад крыла Франциска I усажен химерами | Франция | XIII-XVII вв г.
  • Замок Блуа интерьер | Франция | XIII-XVII вв г.. Замок Блуа интерьер | Франция | XIII-XVII вв г.
Замок Блуа интерьер | Франция | XIII-XVII вв г.
  • Замок Блуа интерьер | Франция | XIII-XVII вв г.. Замок Блуа интерьер | Франция | XIII-XVII вв г.
Замок Блуа интерьер | Франция | XIII-XVII вв г.
  • Замок Шамбор | Франция | 1519-1547 гг.. Замок Шамбор | Франция | 1519-1547 гг.
Замок Шамбор | Франция | 1519-1547 гг.
  • Замок Шамбор план | Франция | 1519-1547 гг.. Замок Шамбор план | Франция | 1519-1547 гг.
Замок Шамбор план | Франция | 1519-1547 гг.
  • Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.. Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.
Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.
  • Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.. Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.
Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.

Архитектурный стиль - Возрождение (Ренессанс).

В Западной Европе в XIV-XVI вв. в результате  сочетания античных традиций и ордерной системы, местных строительных материалов и конструкций, зародился новый архитектурный стиль – Возрождение (Ренессанс).

В эпоху Возрождения  происходит переломный момент в Архитектуре, особенно по отношению к предшествующему Готическому стилю. Наибольшее значение в стиле Возрождение придаётся  формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и определенному порядку составных частей. Архитектурные постройки в этом стиле выглядят статично в результате наслоения друг на друга горизонтальных этажей. В отличие от вертикальных построек средневековья, новые развиваются  в ширину. Ренессанс перенимает античную ордерную систему. Основными  архитектурными элементами данного стиля становятся колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод. Применяются различные ордера, тяжёлый  дорический в нижней части, а в верхней субтильный коринфский, стена приобретает свою первоначальную функцию. Происходит изменение характера пространства, в отличие от ломаных готических линий, в Ренессансе применяют строгие прямоугольные формы. В эпоху Возрождения предпочтения отдаются следующим геометрическим фигурам и телам: прямоугольник, квадрат, шар и куб.

В архитектуре Ренессанса   важным моментом является отказ от готической каменой каркасной конструкции и внедрение новой конструктивной системы. Новая система была простая, экономичная, гибкая и значительно облегчала работу архитектору. Возводились здания с кирпичными стенами и сводами, в которых использовали и дерево: балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш. Кирпичные здания покрывались облицовкой (штукатурной или каменой либо мраморной), которая  применялась в качестве внешнего слоя.

Очень малоизвестно, о мастерах и архитекторах романского или готического периодов, а в эпоху Возрождение напротив практически все сооружения и проекты или произведения искусств задокументированы. В области искусств и архитектуры в эпоху Ренессанса, мастера (художники и архитекторы) играют важные роли и их творческие личности выдвигаются на первый план.

Великие мастера эпохи Ренессанса увековечившие свои имена в истории мировой архитектуры:

Филиппо Брунеллески (Brunelleschi Brunellesco).

Итальянская архитектура Возрождения  в течение XV-XVI вв.  можно разделить на три этапа:
 
Ранний Ренессанс или кватроченто:  1420-1500 гг. Ведущий архитектор Ф. Брунеллески (1377-1446 гг.) центр – Флоренция.
Ранний Ренессанс  связан с городом Флоренция, это колыбель искусства и архитектуры итальянского Возрождения. К главным мотивам архитектуры раннего Ренессанса можно отнести: аркаду на небольших колонках; филёнки  в рамках, украшенные акантовым орнаментом либо рельефной скульптурой; лопатки либо пилястры, украшенные канделябровым, цепочным  орнаментом; фасаду придаётся размеренность по горизонтали благодаря изяществу межэтажных карнизов, а главный карниз образует достаточно большой выступ под крышу.

Оспедале дельи Инноченти | Флоренция.
Cобор Санта Мария дель Фьоре | Флоренция | 1296-1436 гг. 
Церковь Сан-Лоренцо  | Флоренция | XV в. реконструкция.
Капелла Пацци | Флоренция | 1429—1443 гг.
Палаццо Медичи-Рикарди  | Фроренция. 
Палаццо Ручеллаи | Фроренция | 1446-1451 гг.

Итальянский Ренессанс в интерьере.

Внутри дворцовых и жилых зданий эпохи Ренессанс, помещения расположены в планировке,  достаточно просто и чётко, парадные и жилые комнаты имеют в основном прямоугольную форму и размещаются вдоль фасадов. Большие залы и помещения в нижних этажах, перекрывают сомкнутыми сводами с распалубкой, иногда их применяют и на верхних этажах, особенно в  парадных помещениях. В ранний период итальянского Возрождения, на вторых и третьих этажах, используют деревянный подшивной потолок  с кессонами либо с выделенной формой балок. А в общественных сооружениях, потолки имели орнамент, оформлялись гипсом. Стены разбиты в плане оформления: внизу высокие панели с филёнками из дуба, сверху оштукатурены и окрашены; в главных помещениях стены покрывают фреской (с сюжетами или лиственным орнаментом). В  интерьере  широко распространены настенные безворсовые ковры (шпалера), с изображением эмблем и геральдических знаков. В оформлении верхней части стены, присутствует мотив аркады на колонках либо антаблемент с лепным фризом.

Двери обрамляют наличниками, и завершают треугольными либо лучковыми фронтонами. Важным элементом в интерьере залов и комнат является камин. В оформлении спален применяют драпировки. Кровать  ставят перпендикулярно стене или располагают в нише. Кровати были следующих типов: с балдахином, который поддерживали четыре тонкие стойки, украшенные резьбой, с задёргивающимися  занавесями. Кровати без балдахина с резными угловатыми столбами, а также без столбов и стоек с двумя спинками в изголовье и ногах. У всех этих типов кроватей в основании изготавливали цоколь, имеющий достаточную ширину, чтобы выполнять функцию прикроватной скамьи. В Италии раннего периода Ренессанса предметы мебели изготавливали из тёмного ореха.

Полы выложены плитками в виде повторяющегося геометрического орнамента или в шахматном порядке. В качестве мелких предметов интерьера используют: светильники и подсвечники; вазы из меди или керамике (фаянс, майолика); декоративную посуду ставят на полки. В стенных нишах располагаются рельефные и скульптурные изображения. В раннем стиле Ренессанс античный орнамент сменяет готический. В Ренессансе используются различные мотивы: виноградная лоза, бусы, ионики, киматий, меандр, плетенка, акантовый лист, лента, ложки, чешуя, раковина, человеческие фигуры, фантастические животные и птицы, плоды и цветы. Сложные и свободные орнаментальные рисунки покрывали декоративные ткани в 15 веке. В Италии в эпоху возрождения орнаментальные мотивы использовались и на фасадах сооружений.

Высокий Ренессанс: первая четверть XVI века. Ведущий архитектор  Д. Браманте (1444-1514 гг.), центр перемещается в Рим.
В период высокого Ренессанса: светские здания, отличаются гармонией и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон и дверей; происходит переход  от средневекового крестового свода к римскому своду коробовому.

Собор Святого Петра в Риме | XVI в. 
Палаццио Фарнезе | Рим | 1597-1604 гг.

Итальянский Ренессанс в интерьере XVI века:
В своем развитии - интерьеры более сдержаны и классичны. В интерьере орнамент применяется в основном при обработке деталей потолка, в художественном оформлении предметов мебели. Благодаря творчеству такого великого матера  как  Рафаэль Санти,  бурно развивалась плафонная и настенная живопись.

При раскопках в начале 16 века археологи нашли пещеры, которые оказались комнатами и коридорами (Золотого дома Нерона) украшенные орнаментальными декорациями.  С тех пор мелкие и причудливые переплетения различных мотивов получили название гротесков (от слова грот, пещера). Инициатором применения в росписях этих мотивов был Рафаэль, использовал при создании Ватиканских фресок. С 1519 года гротесковые росписи приобрели огромную популярность и распространение не только в Италии, но и в других странах. Ярким примером этой системы организации живописных орнаментальных композиций являются росписи лоджий в Ватикане. Своим строгим подчинением архитектурной организации интерьеров и структурированностью отдельных элементов, вся площадь как бы разделена на небольшие поля, каждый из которых имеет решение в виде сюжетной картинки либо орнаментально. По такому же принципу оформляют и стены, декорируют пилястрами. В интерьере легкий и светлый фон, чистые и живые краски. В эпоху возрождения мотивы гротеска широко применяются в прикладном искусстве: керамики, дерева, металле, тканях. В Ренессансе 16 века полы продолжают выкладывать плитками из камня и фаянса, мазайкой из мрамора. Создаются новые предметы мебели: поставцы; мягкие кресла, с резными подлокотниками, оббитые кожей либо бархатом, новые формы стульев. Ножки столов и стульев заменяют двумя массивными резными досками, соединяя их между собой перекладиной. В мебели неизменно сохраняются и развиваются архитектурные мотивы: антаблементы, пилястры, кронштейны, фронтоны и дополняющие их скульптурные темы; кариатиды и гермы, атланты, дельфины, звериные маски и лапы, розетки, картуши. Часто используются барельефы. Богатый и насыщенный декор мебели в стиле Ренессанс, напоминает отделку саркофагов античной эпохи. Особенно насыщенным декором отличались предметы мебели, созданные в Венеции и Северной части Италии, в отделке применялись, инкрустация из слоновой кости, интарсия из светлых и темных пород дерева. В Итальянском Ренессансе конца 16 века, благодаря развитию архитектуры и прикладного искусства, возник новый стиль - Барокко. 
     
Поздний Ренессанс или Маньеризм: 1520-1600 гг. Поздний Ренессанс  отличается  усложнением деталей; затейливым орнаментом; плотностью колонн, полуколонн и пилястров; свободным соотношением пространства и материи. Основоположником позднего периода маньеризма в архитектуре считается Микеланджело Буонаротти (ведущий архитектор, скульптор и живописец), в его творчестве прослеживается тенденция свободной интерпретации принципов и форм античности.

Завершение строительства собора Св. Петра.
Площадь Капитолия | Риме | 1546 г. | Микеланджело. 
Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо.
Библиотека Лауренциана.  

Характеристика архитектуры стиля Ренессанс.

Безусловно, архитекторы эпохи Ренессанса позаимствовали элементы и детали  римской архитектуры. Конечно  формы и типы сооружений и  принципы градостроительства,  изменились по сравнению с античностью. Древние римляне не когда не строили сооружения, подобные церквям и особнякам  эпохи классического  стиля Возрождения. А в эпоху Ренессанса не было  никакой надобности строить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний либо общественные бани, которые возводили римляне. Так что классические античные нормы изучались и применялись для того, чтобы служить современным целям и задачам.

Строительные материалы  в стиле Ренессанс: 
В раннем периоде каменные  блоки применяют в конструкциях и в элементах оформления. Строительные растворы, в частности использование гладкой штукатурки в архитектуре, так что  растворы применяют не только в кладке, но и для изготовления и оформления архитектурных элементов (сграффито, руста, и т.п.). Конструктивным и декоративным материалом является кирпич. В стиле Ренессанс используют и комбинируют цветные материалы (глазурованный кирпич, терракота, майолика), им придают различную форму, изготавливая из них элементы и детали для архитектурного оформления зданий.

Интерьеры стиля Ренессанс в 16 веке, помимо настенной живописи, украшены  лепниной (белой, тонированной, золотой).  Для  конструктивных деталей, которые обеспечивали жесткость с помощью тяг и застёжек используют железо. Бронзу, медь и олово применяют в декоре. Дерево применяют  для изготовления стропил, карнизов и потолков с кессонами сложной формы, иногда сводов (цилиндрических с люнетами).

В стиле Ренессанс при возведении сводов, используют античный и средневековой опыт, для их усовершенствования применяют дополнительные элементы (затяжки). Введение дополнительного промежуточного цилиндрического элемента (высокого барабана) в купол на парусах, вставляемого между куполом и парусами.    Предпочтение отдаётся глухим сводам и куполам, где есть большая  площадь для росписи. Типичные своды эпохи Возрождения: сомкнутый, цилиндрический с люнетами, зеркальный, зеркальный, крестовой.
            
План сооружений эпохи Ренессанс чётко определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмовых постройках модулем считается ширина пролёта нефа. Один из первых кто осознал проблему целостного единства конструкции и фасада, был архитектор Брунеллески, правда он так и не решил эту задачу, ни в одной из своих работ. Впервые  этот принцип проявляется  в сооружении базилике (Сант Андре в Матуе) автор:  Леона Батистта Альберти.
 
Совершенствование проекта светского сооружения в стиле Ренессанс  началось в 16 веке и достигло  высшей степени  развития в творчестве Виньолы Андре Палладио (1508-1580 гг.)

Фасады Ренессанса.

Фасады в стиле Ренессанс  обычно были симметричны относительно вертикальной оси. Фасады церквей были аккуратно размерены пилястрами, арками и антаблементом и увенчаны  фронтоном, такое расположение колонн и окон подчёркивает некое стремление к центру. Одним из первых фасадов в стиле Ренессанс  является фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462),созданный флорентийским архитектором Бернардо Гамбарелли (Росселино), очень может быть, что и Альберти участвовал в создании этого сооружения.

Жилые дома приобретают карниз, а на каждом этаже происходит повторение, окон и сопутствующих деталей, главная дверь подчёркнута балконом либо рустом. Одним из образцов такой организации фасадов можно назвать дворец Ручеллаи во Флоренции (1446-1451 гг.) с тремя поэтажными рядами пилястр.

За пределами Италии период  рассвета Возрождения происходит с опозданием на полвека, распространяясь по Европе, итальянский стиль изменяется, учитывая  и вбирая  местные архитектурные традиции  стран.

Архитектура  Ренессанса во Франции.

Во Франции Ренессанс распространился в 16 веке, став придворным стилем. Развитие архитектуры Возрождения во Франции следует разделить на два периода.

Ранее Возрождение во Франции (1500-1530 гг.):

Замок Блуа - Франциска I | Франция | XIII-XVII вв г.
Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.

Архитектура и жилой интерьер Французского раннего Ренессанса, особенно интерьер, стилистически соответствуют раннему Возрождению в Италии. В частности Французский  жилой интерьер называют -  стилем Франциска 1.
Перекрытия с массивными, дубовыми, тёмного цвета балками, декорированные орнаментом, открытые в сторону внутреннего пространства. Высокие панели, с филёнками изготовленные из дуба. Гладкие стены над панелями, покрывались обоими с орнаментом либо тесненной кожей. А стены парадных помещений украшали безворсовые ковры (шпалеры) с сюжетами и орнаментальными композициями.

Камины призматической формы располагали на оси помещения,  уходящие в потолок, в верхней части декорировались тягами или колонками, в центральной размещали герб хозяев постройки либо картину. В интерьере раннего периода, царила умеренность, и даже суровость.

Предметы мебели и прикладное искусство раннего Возрождения Франции, трансформировалась под влиянием итальянских образцов. Но стоит отметить, что новый стиль принимался лишь в центре страны, а многие предметы мебели, сохраняли готическую форму, только украшались орнаментом. В Архитектуре раннего периода, стиль  Ренессанс применялся  только для внешнего декорирования архитектурно- строительных элементов, не затрагивая конструкции. В мебели используются такие декоративные элементы: пилястры, карнизы и фронтоны, колонки в виде канделябров, медальоны, королевский  герб  (саламандра в огне в короне), буква F и цифра 1. Между архитектурными элементами происходит связь в виде гротескового орнамента (арабески). Кресла с высокой прямой спинкой, c  архитектурными формами в виде  пилястр. Массивные столы с  резными боковыми стенками, в виде арок с мощной  перекладиной, дополнены  балясинами и орнаментально оформленными брусьями. Так же как в Италии, развиваются такие предметы мебели и интерьера: дрессуар(резной шкаф для посуды), поставец(невысокий шкаф с полками), кассоне(сундук-ларь).

Интерьер дополняют изделиями из поливной керамики и фаянса: тарелки, блюда, кувшины, бутыли. Бернар Палисси выдающийся художник-керамист по фаянсу, создавал великолепные  изделия с цветными и рельефными изображениями: Листья, раковины, ящерицы, рыбы, змеи, лягушки.

Зрелое Возрождение во Франции (1540-1570 гг.).

Античные мотивы всё больше получают распространения, вытесняя при этом готические темы. Архитектурные ордерные системы занимают главные позиции, они создаются с  наиболее совершенными пропорции. Во второй половине века, в интерьерах особенно в мебели, усиливается развитие декоративной орнаментики. Происходит обрамление дверей, порталами с колонками и фронтоном. В период зрелого Ренессанса в интерьере, как и в предметах мебели, большое значение придают скульптуре.

Массивные двухъярусные  шкафы, их поверхности украшают рельефом с резными скульптурными кариатидами, гермами и орнаментальными мотивами на дверцах. Столы с опорными резными стенками по бокам и подстольем; кресла с высокими спинками, с резными подлокотниками, обивались бархатом либо  кожей; Кровати имели  деревянную архитектурную основу, продолжением их ножек были резные стойки, которые  поддерживали балдахин.

В изделиях прикладного искусства широко применяются изобразительные и орнаментальные композиции на темы связанные с античностью.

Брагина Л.М. "Социально - этические взгляды итальянских гуманистов" (II половина XV века). Издательство МГУ, 1983 г., Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство "Наука", М., 1976 г., 50 биографий мастеров западно - европейского искусства. Издательство "Советский художник", Ленинград, 1965 г.,История искусства зарубежных стран. Том 2. Издательство"Академия художников СССР", М., 1963 г. 

Copyright © 2008-2015, ООО "Арх-Хаус", all rights reserved.