|
||||||||
Навигация | Архитектурный словарь - Слова на букву А |
Проекты | ||||||
Хай-Лайн Пример реновации городского пространства. Хай-Лайн (The High Line) - это совершенно уникальное место в районе Челси на Манхэттене. Парковая аллея, расположенная на высоте 10 метров над землей на бывшей линии нью-йоркской электрички, протянулась на 1,6 километра от улицы Гансевоорт (в квартале от Западной 12-й улицы) до 30-й улицы.... подробнее... "Архнадзору" не понравился проект Эгераата по реконструкции стадиона 'Динамо' Общественное движение "Архнадзор" не поддержало предлагаемый известным голландским архитектором Эриком ван Эгераатом проект реконструкции стадиона "Динамо" в Москве, заявила на пресс-конференции в пятницу координатор движения Марина Хрусталева. Об этом сообщает РИА "Новости".... подробнее... AD Classics: Ronchamp / Le Corbusier By Andrew Kroll — Filed under: AD Architecture Classics ,Religious Architecture , Concrete, France, Le Corbusier, Modernism In the commune of Ronchamp, slightly south of east of Paris, sits one of Le Corbusier’s most unusual projects of his career, Notre Dame du Ronchamp, or more commonly referred to as Ronchamp. In 1950, Le Corbusier was commissioned to design a new Catholic church to replace the previous church that had been destroyed during World War II. ... подробнее...
|
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я
А. Абак, Акант, Акведук... Абак (греч. Abax - доска) - верхняя плита капители. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями. Абразивы - вещества, обладающие высокой твердостью (алмаз, корунд, наждак, карбид кремния и др.). Абразивы используются для механической обработки (шлифования, полировки) поверхностей различных материалов. Абразивы имеют разную твердость, форму, размеры зерен и абразивную способность. Автобетононасос - бетононасос (машина для транспортирования бетонной смеси по трубопроводам (шлангам) к месту ее укладки), смонтированный на автомобильном шасси. Автогрейдер - cамоходная колесная машина. Основной рабочий орган – приводимый в действие от двигателя полноповоротный отвал криволинейного профиля с механическим или гидравлическим управлением. Может оснащаться сменным оборудованием бульдозера, погрузчика, снегоочистителя и других машин. Автогрейдеры применяются для профилирования земляных насыпей, перемещения и разравнивания грунтов и строительных материалов при сооружении, реконструкции и ремонте автомобильных дорог, аэродромных покрытий, мелиоративных сооружений и т. д. Автоклав - аппарат для проведения различных процессов при нагреве под давлением выше атмосферного (как правило, до 500 град. Цельсия и 1500 кгс/кв. см), благодаря чему достигается ускорение реакции и увеличение выхода продукта. Представляет собой сосуд емкостью от нескольких десятков куб. см до сотен метров кубических. Автоклавы бывают вращающимися, качающимися, горизонтальными, вертикальными, колонными. Применяются в химической, резиновой (для вулканизация технических изделий), пищевой промышленности; в гидрометаллургии; производстве стройматериалов (для термовлажностной обработки силикатного кирпича и силикатных изделий из ячеистого бетона. Автоклав проходной - один из видов автоклавов (наряду с тупиковым). Оборудован двумя открывающимися торцевыми крышками, имеет двухстороннюю загрузку и выгрузку. Автоклав тупиковый - один из видов автоклавов (наряду с проходным). Оборудован одной торцевой крышкой, имеет одностороннюю загрузку и выгрузку. Авторский надзор - контроль со стороны авторов проекта за соответствием строящегося объекта проектно-сметной документации. Авторский надзор осуществляется на протяжении всего периода строительства и приемки объекта. Агломерат - в геологии – рыхлые скопления неправильных очертаний обломков горных пород, при цементации образующие брекчии, туфы и т. д. Агломерат лавовый — скопление глыб очень вязкой лавы, образовавшейся при движении лавового потока. В металлургическом производстве – спекшаяся в куски мелкая (часто пылевидная) руда размерами до 100 мм с незначительным содержанием мелочи. Агломерация - в металлургическом производстве: термический процесс окускования мелких материалов, путем их спекания с целью придания формы и свойств (химического состава, структуры), необходимых для плавки. На практике чаще всего осуществляется на колосниковых решетках, с просасыванием воздуха сверху вниз сквозь лежащую на решётке шихту. Впервые промышленное производство агломерата освоено в начале 20 в. Основные исходные материалы: мелкая сырая руда и ее концентрат, а также топливо (коксовая и антрацитовая мелочь до 3 мм), флюс (известняк и доломит). Более 95% агломерата используется в черной металлургии. Аглопорит - искусственный пористый заполнитель для легких бетонов – продукт дробления шихты, изготовленной методом агломерации (спекания) из глинистых пород или глиносодержащих отходов добывающей промышленности. Алгопорит применяется для производства аглопоритобетона. Агрегат насосный – совокупность устройств, состоящая обычно из насоса, двигателя и передачи. Агрегат отопительный – устройство для отопления и вентиляции помещений. Агрессивная среда - в строительстве: среда, воздействие которой вызывает коррозию и, в конечном счете, разрушение строительного материала в изделии или конструкции. Может быть жидкой, газообразной, твердой. Агротекс - торговая марка укрывног сельскохозяйственного полотна, однородная структура которого обеспечивает создание микроклимата с оптимально поддерживаемой температурой, равномерным распределением осадков и постоянной циркуляцией воздуха. Не препятствует естественному росту растений, способствует более раннему созреванию и повышению урожайности овощей и фруктов. Адгезия - cпособность сцепления двух разнородных тел на молекулярном уровне. Адиабатный процесс - процесс, происходящий в физической системе без теплообмена с окружающей средой. Может быть осуществим в системе, окруженной теплоизолирующей (адиабатной) оболочкой, или должен протекать настолько быстро, чтобы за время процесса не произошло теплообмена между системой и окружающей средой. Адсорбент – вещество, способное присоединять к своему поверхностному слою молекулы газа и жидкости. Адсорбция – поглощение некоторыми твердыми телами газов, красок, солей и других веществ из растворов. Азерит - искусственный заполнитель для легких бетонов. Представляет собой шарообразные стекловидные пористые частицы диаметром 5–40 мм. Азерит применяется также в качестве теплоизоляционной засыпки. Акант, аканф (греч. akanJoV) - декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев; акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов. Акведук (лат. Aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) – водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями. Акротерий (греч. akrwthrion) – скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары, и т.д.) Алтарь (лат. – altaria, от altus – высокий) – жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально – место для жертвоприношений на открытом воздухе. В древней Греции и Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарем называют стол (“престол”), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв.) – иконостасом. Амфипростиль (греч. amfiprostulos, от amfi - с обеих сторон, и prostulos - имеющий колонны с передней стороны) - тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора. Амфитеатр (от греч. amfiqeatron) – Ансамбль (франц. Ensemble – совокупность, стройное целое) - группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения. Антаблемент (франц. Entablement, от table – стол, доска) - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру. Антефикс (лат. Antefix, от ante – спереди и fixus – прикрепленный) - украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты или щита с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма. Анты (лат. Antae) – выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил название “храм в антах”. Анфилада (франц. Enfilade, от enfiler – нанизывать на нитку) – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера. Апсида, абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos – свод) – расположеннй в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.
Типы арок:
Арка триумфальная – монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком; украшаются скульптурой и памятными надписями. Триумфальные арки появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81 г. н.э., Септимия Севера, 203 г. н.э., Константина, 315 г. н.э. в Риме). По их принципу построены арки в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806-37 гг.). В России триумфальные арки возводились в честь военных побед с петровского времени (Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве, 1827-34 гг., архитектор О.И. Бове; Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор В.П. Стасов). Аркада (от франц. Arcade) – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей. Аркатура (от нем. Arkatur) – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах. Астрагал (от греч. Astragalos, букв. – шейный позвонок) – гладкий или обработанный в виде бус валик, служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой. Аркбутан (франц. Arc-boutant) – наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам – контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания. Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр составляет конструктивную основу готического храма. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проемы, пролеты сводов и т.д. Архитектоника (от греч. Architektonike – строительное искусство) – художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т.п. В более широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов. Архитрав (от греч. Archi – главный и лат. Trabs – балка) – в архитектурных ордерах – балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах архитрав – широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском состоит из трех небольших горизонтальных уступов – фасций. Аттик (от греч. Attikos - аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку. Атриум, атрий (лат. аtrium) – закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атриума был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды. |
|||||||
Copyright © 2008-2015, ООО "Арх-Хаус", all rights reserved. |